Ребенок-левша – это всегда определенные трудности, особенно если родители – правши. Поэтому нужно все время держать в голове несколько важных правил.
1. Не переучивать! Вы когда-нибудь ломали рабочую руку? Если было такое несчастье, вспомните, каково это – все делать другой, неловкой и непослушной рукой, пока сломанная в гипсе. Вот то же самое чувствует ребенок-левша, когда его заставляют (да еще и что делать-то заставляют писать! рисовать!) действовать правой рукой. Неврозы обеспечены, а ведь с ними и болезни могут прийти.
2. Хорошее рабочее место. У левши оно должно быть организовано совсем не так, как у правшей. Свет должен падать справа. Компьютерная мышь – лежать слева. В школе и детском саду желательно, чтобы сосед сидел за столом или партой справа от левши, иначе дети будут толкаться локтями.
3. Правильные вещи. Весь мир подстроен под правшей, левшам порой нелегко сладить с самыми простыми вещами. Но есть предметы, специально для левшей приспособленные. Может, и не все из них существенно облегчают жизнь, но, например, специальные ножницы левше просто необходимы, иначе хороших оценок с уроков труда и изобразительного искусства ребенок не принесет, он просто не сможет этого добиться.
4. Особенности письма. Помните, что левше трудно писать связно слева направо, и поскольку мы не можем позволить ребенку писать справа налево, нужно разрешить хотя бы отрывать руку от буквы к букве. Сложности возникают также с наклоном, причем и с левым, и с правым. Левше удобнее писать без наклона вообще – и это для него правильно.
5. Зеркальность. Многим левшам свойственно зеркальное письмо и рисование. Это связано со сложностями пространственного восприятия, и, хотя это и нормально, нужно стараться научить ребенка отличать, с какой стороны должна начинаться строчка в письме.
6. Сложности восприятия. Левшам сложнее запомнить, где левое и правое, запад и восток, в какую сторону идут часы и т.п. Поэтому особое внимание надо уделять играм и занятиям по ориентации в пространстве и времени.
7. Не акцентируйте. Не надо воспринимать эту особенность ребенка как достоинство или, наоборот, ущербность. Есть море мифов о неполноценности и столько же – о гениальности левшей, но ученые дружно сходятся во мнении, что по своим способностям и талантам левши от правшей ничем серьезно не отличаются.
Екатерина Владимировна Жукова, г. Тверь