Для изготовления многослойного материала — фанеры — используется лущеный шпон. Обычно она имеет не менее 3 слоев. Особенность фанеры заключается в симметричности каждого слоя относительно среднего. Это определяет применение нечетного количества слоев при изготовлении данного материала. Но исключение бывает и в этом случае, поэтому иногда можно встретить фанеру с 4 слоями.
По нормативным документам показатель толщины наружного слоя для шпона лиственной породы ограничен цифрой 3.5 мм. Для хвойной породы этот параметр составляет 6.5 мм. При склеивании каждый слой размещается перпендикулярно по структурам волокон. Это позволяет избежать коробления и добиться высокой прочности массива.
Фанеру влагостойкую маркируют в зависимости от смол, которые участвуют в технологических процессах. Также эти смолы обусловливают области, где можно использовать данный материал.
ФК-фанеру получают путем склеивания карбамидными смолами, поэтому она имеет самый низкий уровень водостойкости. Применять такую фанеру разрешается внутри помещений, где имеется ограниченная влажность воздуха.
Фанера марки ФСФ производится с применением фенольных смол. Это обеспечивает ее высокую водостойкость. Такие же свойства характерны для фанеры ФБ, которую получают путем склеивания слоев шпона и их пропиткой бакелитовыми лаками. Поэтому марку ФБ фанеры часто применяют как обшивку лодок или яхт. Она выдерживает негативное влияние морской воды и других агрессивных сред.
Ламинированная фанера или ФОФ занимает особое положение в категории данного материала. Для изготовления ее наружного слоя применяется комбинированный или березовый шпон. Также он оклеивается бумажным материалом, который пропитывается синтетической смолой.
Ламинированные поверхности фанеры отличаются повышенной стойкостью к химическим и атмосферным воздействиям. Кроме того, они имеют высокую водостойкость. Эти свойства ламинированной фанеры позволяют применять данный материал в разных строительных сферах, например для изготовления опалубки или обшивки объектов. Также такая фанера широко применяется в таких отраслях, как судостроение и машиностроение. Из нее делают палубы яхт, кораблей, полы и обшивку железнодорожных вагонов, автофургонов. Ламинированная фанера является незаменимым материалом в рекламе для изготовления бигбордов, щитов, а также в мебельном производстве.
Она имеет высокую износостойкость, прочность и долговечность. Этот материал является фактически фанерой декоративного назначения, которая изготавливается в соответствии с требованиями ГОСТ 14614-79.
Как основу для производства декоративных фанер в настоящее время используют березовые композиты и шпон из разных пород деревьев. Из лиственных пород можно отметить тополь, осину, липу, а из хвойных — сосну, ель и лиственницу.
Всех производителей и потребителей кухонной мебели привлекает фанера водостойкая в качестве главного материала. Это связано с долговечностью, привлекательным видом и надежностью в эксплуатации кухонных гарнитуров из декоративной ламинированной фанеры.
Фанера, которую получают на основе фенольной смолы, имеет достаточно высокий уровень водостойкости. Но ее превосходит по этим показателям влагостойкая фанера со слоями, которые пропитаны бакелитовым лаком. Это самый лучший материал для условий высокой влажности, так как он отличается высокой влагостойкостью, износостойкостью и отличными прочностными свойствами. По этим характеристикам фанеру вполне можно сравнить с нелегированной сталью.
Данный материал представляет собой уникальную комбинацию свойств. Он может сохранить функциональность и обычный размер даже под воздействием морской воды и в тропическом климате. Бакелизированная фанера является самым широко применяемым материалом в машиностроении, судостроении, строительной сфере, автомобильной промышленности. Это объясняется возможностью ее эксплуатации при температуре от –50 °C до +50 °C, а также высокими показателями сопротивления к механическим воздействиям.
Источник: www.fanera-osb.ru